Дефектолог - это кто?
Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.
«Кто такой учитель – дефектолог и чем он занимается?»
Дефектолог – это специалист более широкого профиля, чем логопед. Так как логопед как ведущий специалист работает с детьми с ОВЗ одной категории а дефектолог является ведущим специалистом в работе с детьми с ОВЗ нескольких категорий. А теперь скажу конкретно, чем занимается дефектолог. Дефектолог – это специалист, который занимается изучением настоящего уровня развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у ребенка с ОВЗ, т.е. проводит диагностику, а затем по ее результатам планирует и осуществляет коррекцию выявленных нарушений в развитии (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), ищет способы их компенсации.
Эту работу он осуществляет на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми, а также дает необходимые рекомендации учителям и родителям.
На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития психических процессов в соответствии с его знаниями и умениями, способностями и возможностями.
Только при систематической, целенаправленной, планомерной работе дефектолога при взаимодействии с воспитателями, и при поддержке родителей можно достичь положительного результата в развитии ребенка с ОВЗ. Хочется отметить, чем раньше начнется работа по коррекции психических процессов у ребенка, которому это необходимо, тем больше шансов достичь результата в развитии каждого конкретного ребенка.
Дефектологические специальности
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика – обучение детей с недостатками в умственном развитии;
- тифлопедагогика – обучение детей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
- логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Родственные профессии
Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.
Известные ученые-дефектологи
В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят:
В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы);
А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры);
Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского);
М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог);
Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог);
В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей);
И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии);
М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист);
Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.
Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное.